Образование
Реализуемые образовательные программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Адаптированные образовательные программы
Русский, нет
В случае необходимости при выявлении детей с OBЗ и (или) инвалидностью, получивших статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Коррекционная работа будет осуществляется в рамках ФАОП ДО. Для каждого ребенка или группы детей одной нозологии будет разработана отдельная адаптированная программа, по рекомендациям в заключении ПМПК.
Для детей других целевых групп, нуждающихся в коррекционной помощи, работа может реализовываться в рамках Федеральной программы. Для данной категории детей разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, позволяющий реализацию КРР в рамках образовательной программы без увеличения нагрузки для ребенка.
КРР осуществляют педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и другие квалифицированные специалисты.
Так как в ДОО нет педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя- логопеда[1], то организация КРР может осуществляться через сетевую форму реализации образовательных программ дошкольного образования и/или отдельных компонентов, которая даст возможность освоить образовательные программы воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность на основании договора между указанными организациями. Так, по договору сетевого взаимодействия могут быть привлечены из других организаций учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи (п.5 Приказа Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 ).
В рамках КРР выделяются четыре направления: диагностика, КРР, консультативная работа, информационно-просветительская работа.
Диагностическая работа направлена на выявление обучающихся, нуждающихся в КРР, анализ эффективности реализации КРР и представляет собой комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации.
Диагностическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- изучение особенностей освоения обучающимся образовательной программы (трудности освоения, опережение и т.д.);
- изучение особенностей развития личности и социализации обучающегося (трудности адаптации, индивидуальные особенности и потребности т.д.);
- изучение и анализ внешних факторов и условий развития обучающегося (особенности социального контекста развития, особенности семейного воспитания, стиль общения педагога (воспитателя)), способствующих или препятствующих освоению образовательной программы и успешной социализации;
- определение эффективности хода реализации и результата КРР.
Диагностика осуществляется по одному или нескольким направлениям, в зависимости от особенностей развития обучающегося, характера запроса и иметь различные диагностические цели, конкретизирующие задачи и содержание КРР.
Консультативная и информационно-просветительская работа может осуществляться разными специалистами, включая педагога (воспитателя), педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в рамках социально-психологической службы образовательной организации либо в рамках сетевого взаимодействия.
Консультативная работа включает:
- разработку рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в освоении образовательной программы и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, трудностями в освоении образовательной программы и социализации;
- проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей по разъяснению возрастных и индивидуально типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, трудностями в освоении образовательной программы и социализации.
КРР с обучающимися целевых групп в ДОО будет осуществляться в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в форме совместной деятельности педагога с детьми, так и в организованной деятельности, в том числе и в форме коррекционно-развивающих (групповых и/или индивидуальных) занятий со специалистами.
Выбор конкретных коррекционно-развивающих мероприятий, их количество, форма организации, методы и технологии реализации, содержание определяются ДОО самостоятельно для каждого обучающегося/групп обучающихся, исходя из запроса и с учетом согласия родителей, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей, рекомендаций ППК.