Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В ДОУ создана хорошая материально-техническая база для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Структурная организация помещений групп, материалы и оборудование являются неслучайным набором различных предметов, а важным компонентом той образовательной среды, в которой растет и развивается ребенок.

В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей. В целях художественно-эстетического воспитания учебный процесс в группах оснащен демонстрационными досками для размещения репродукций, различными материалами и средствами для изобразительной деятельности.

В группах предусмотрено место для хранения детских работ и их демонстрации («Наш вернисаж», «Юные художники» и др.)

В ДОУ созданы условия для развития театрализованной деятельности детей. В каждой группе детского сада созданы условия для развития и проявления творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Есть различные виды театра (театр картинок, теневой театр, театр Петрушки, пальчиковый театр, настольный театр), которые используются на занятиях и в повседневной жизни.

В ДОУ созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности. В ДОУ созданы условия для развития музыкальных способностей у детей. Каждая группа оборудованы музыкальными центрами, домашними кинотеатрами, магнитофоном, пианино, детскими музыкальными инструментами. Созданы шумовые оркестры, уголок народных музыкальных инструментов. В группах есть музыкальные уголки, в которых имеются различные музыкальные инструменты, альбомы и музыкально-дидактические игры. В ДОУ создана музыкальная среда: музыка сопровождает детей на физкультурных занятиях и утренней гимнастике, сопровождает режимные процессы в детском саду.

В ДОУ созданы условия для развития конструктивной деятельности детей. В группах детского сада имеется крупный напольный и настольный конструкторы, Лего-конструктор. Конструктор, различный по материалу: деревянные, пластмассовые, мягкие с различными способами соединения деталей разной модификации, величины и цвета. Яркие и красочные мозаики и разрезные картинки для детей, имеется бросовый и природный материал для творческого конструирования.

В ДОУ созданы условия для физического развития детей. Групповые комнаты, оснащены шведскими стенками, матами, скамейками, дугами для лазания, мячами, скакалками, обручами. В каждой возрастной группе оборудован физкультурный уголок для самостоятельной физической активности детей, есть нестандартное оборудование, изготовленное руками педагогов (корригирующие дорожки, пуговичные коврики, ребристые дорожки).

В ДОУ созданы условия для формирования у детей элементарных математических представлений. В ДОУ имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме, в старших группах используются кассы цифр, имеются интересно оформленные календари, часы. Панели стен, мебели в группах используются как развивающая среда для упражнения дошкольников в сравнении предметов по длине, ширине, логические цепочки заставляют задуматься и найти отличия геометрических фигур.

В ДОУ созданы условия для развития детей для элементарных естественнонаучных представлений. В каждой возрастной группе есть уголки развивающих и дидактических игр. Имеются материалы и оборудование для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, лупа, настоль-печатные игры. В методическом кабинете имеется в наличии познавательная и энциклопедическая детская литература по различным областям науки для дошкольников.)

В ДОУ созданы условия для развития речи детей. В групповых комнатах созданы речевые зоны, где находятся дидактические игры, материал для проведения словесных игр. В методическом кабинете есть в наличии наборы предметных, тематических, сюжетных картин, игрушки для составления описательных, повествовательных рассказов.

В ДОУ созданы условия для игровой деятельности детей. В групповых комнатах и на участках выделено пространство для игры детей и имеется игровое оборудование, достаточное количество игр и игрушек для различных видов игр, в старших группах много предметов, которые могут быть использованы в игре в качестве предметов-заменителей. Все группы оснащены современной, детской мебелью для организации сюжетных игр.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

В методическом кабинете собран демонстрационный материал по декоративно-прикладному искусству, по технике предметного и сюжетного рисования детей для детей разного дошкольного возраста.

Здесь представлена разнообразная методическая и искусствоведческая литература.

Наличие оборудованных библиотек

Отдельного помещения нет, библиотека детского сада   располагается в методическом кабинете и в групповых ячейках.

Весь книжный фонд ДОУ разделен условно на три части. Он включает в себя:   

  1. книги и журналы для воспитателя (методическая и справочная литература);
  2. репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
  3. книги для воспитанников;

Методическая литература размещена по разделам:

  • «Речевое развитие»,
  • «Физическое развитие»,                                                                                     
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Справочная литература» ( различные энциклопедии, справочники).

Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности.

Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на периодическую печать (журналы "Справочник руководителя дошкольного учреждения".

В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ.

Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

Наличие оборудованных объектов спорта

В каждой возрастной группе оборудован физкультурный уголок.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

В ДОУ имеются следующие средства обучения:

  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы
  • аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (макеты, стенды);
  • учебные приборы (компас, термометр, микроскопы, колбы, и т.д.);
  • спортивное оборудование (мячи, мат, канат и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах), в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый, кольцеброс, теннисные ракетки и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям. Центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование:

Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растут деревья, цветущие кустарники, разбиты цветники.

Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.

Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации. 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества   образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 2 ноутбука, 1 персональный компьютер, которыу  имеют выход в Интернет.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям

Доступ к сети Интернет имеют только работники Учреждения

В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи  точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.

Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:

  • повысить эффективность  образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
  • использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
  • сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.

Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется старшим воспитателем.
 

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается воспитанниками ДОУ. 

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы:

Ссылки на информационно-образовательные ресурсы:

Официальный сайт Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральный портал «Российское образование;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);

Портал «Музеи России»;

Портал государственных услуг Российской Федерации

Каталог образовательных ресурсов для педагогов ДОУ

Журнал «Детский сад будущего»

Журнал «Воспитатель ДОУ»

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

Журнал «Обруч»

Журнал «Детский сад от А до Я»

Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

Электронные образовательные ресурсы для дошкольника

Детский портал «Клепа»

Детский портал «Почемучка»

Детский портал «Теремок»

Детский портал «СОЛНЫШКО»

«Обучалки и развивалки для детей»

«Baby news» — сайт для детей и родителей

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания МДОУ «Ряжский детский сад №9"» не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации -  отсутствуют)

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie